Роман и Дарья Нуриевы (roman_i_darija) wrote,
Роман и Дарья Нуриевы
roman_i_darija

Categories:

«Чужие» против «наших»

Ортодоксальных иудеев в нынешней Литве видел не каждый, зато без ряженых иудеями не обходится ни одна Масленица. Но только в деревне Певенай они безобразничают в костеле всю пасхальную ночь.

IMG_4523

В невеликую деревушку Тельшяйского уезда ведет грунтовая дорога. Доезжаешь до первых деревянных домиков, и она становится асфальтированной, а если сегодня канун Пасхи, то у костела ее обочина превращается в длинную парковку. У церковной ограды в праздник появляются лотки с карамельными тростями и петушками, а сам костел Иисуса Распятого гудит из открытых дверей, как музыкальная шкатулка.

IMG_4576

Он и выглядит как короб: обшитый деревом сельский дом без каких-либо архитектурных излишеств, кроме крохотной маковки с крестом. Все излишества спрятаны внутри: проход между рядами скамеек пестрит самодельными хоругвями и упирается в экстрабарочный иконостас, весь в резьбе и позолоте.

IMG_4494

На краях его карниза, под самым потолком, оставались свободные места, не занятые фигурками ангелочков, но туда водрузили кадки с райскими яблоньками. На таком пышном фоне даже ксендз с пономарями в тюлевых стихарях теряются. Собравшиеся, в теплой верхней одежде, праздничного впечатления не производят.

На хоры втиснулся духовой оркестр – старики в черных куртках.

IMG_4558

Музыкантов приглашают из соседних сел и городков, они старательно фальшивят. Под эти звуки как раз завершается вечернее богослужение. Раздав облатки, ксендз делает короткое объявление о времени утренней мессы и советует беречь детей. На шутку толпа оживляется, а он ретируется до завтра. Храм отдается ряженым. Сначала туда шумно заходит строй «солдат» в ярких мундирах, под стать хоругвям, между которыми они под гарканье командира останавливаются, опускаются на колено, встают, оголяют бутафорские сабли. Одежда восстановлена такой, какую ряженые носили в межвоенный период: погоны, аксельбанты, портупеи, лампасы, даже галстуки, а к фуражкам приделаны нелепые гребни, отсылающие к древнеримским временам. Лица под гребнями юны и серьезны.

Справа от алтаря висит пейзаж с тремя крестами на горе и схематичным изображением Старого города под ней.

IMG_4490

Можно подумать, что это Вильнюс, но имеется в виду, конечно, не «литовский Иерусалим», как говорили до Холокоста, а самый настоящий, двухтысячелетней давности. Ниже – картина с мертвым Христом в гробу, только не Ганса Гольбейна, а наивного деревенского художника. Каких-то особых знаков поклонения ей не оказывают, хотя церковь задолго до Ницше посвятила канун Пасхи рефлексии о том, что Бог умер. Все внимание приковано к обычному распятию, лежащему на полу.

Согласно библейскому сюжету, умерший мессия, снятый с креста и помещенный в гробницу, продолжал беспокоить иудейских старейшин. Они боялись, вдруг ученики Иисуса украдут его тело и заявят, что Христос воскрес. Римские власти в этом вопросе решили быть с иудеями заодно, и выделили солдат для охраны гробницы. Но в Певенае все наоборот. Солдаты – это добро с кулаками, они охраняют святыню от сил зла, которые пытаются ее похитить, как черт месяц перед Рождеством, чтобы испортить людям праздник.

После приветствия солдаты уходят, оставляя караул из четырех человек. Это «наши», у них огромные черные кресты на кокардах, фуражки украшены дубовыми листьями.

IMG_4544

И тут под детские вопли «жи́дай!» принимаются за дело злодеи в носатых масках с черными бородами и цветастых халатах. В руках у них кувалды и страшные клещи.

IMG_4500

Инфернальные персонажи пытаются похитить крест, издают нечленораздельное рычание, адски хохочут, прыгают и даже валятся на пол, а солдаты должны стоять ровно, молчать и, не моргнув глазом, отбивать саблей тянущиеся к святыне жадные ручонки.

IMG_4508

То и дело слышится постукивание деревянных сабель о злодейские инструменты. При этом «жиды» издеваются над караулом: зажимают клещами нос, дергают за уши, прибивают ноги к полу кувалдами.

IMG_4515

Достается и публике, совершенно перед ними беззащитной: никто даже не крестится. Дети помладше визжат на весь костел от неподдельного ужаса, вызывая общую радость.

Хотя караул сменяется несколько раз в час, бдительность солдат усыпляется очень быстро. Уже вторая смена фактически проворонила распятие, просто отдавать его врагам в сюжет не входило.



Борьба продолжится всю ночь и завершится победой «добра» перед самой мессой. Едва ли кто-то будет следить за ней от начала и до конца: костел начинает пустеть уже после первой смены караула. Собираемся и мы – с нами маленький ребенок. Надо бы объяснить ему представление, только язык не поворачивается сказать, что вот эти страшные – евреи. Не может же он узнать об их существовании вот так. Сочиняем, что это были черти. Но тут смущаются знакомые литовцы, пусть слово «жид» и остается в литовском языке литературным. Они оправдывают традицию тем, что под «жидами» здесь подразумеваются чужаки вообще, а не именно евреи. Да, это всего лишь фольклор, но как не вспомнить тут писательницу Руту Ванагайте, всколыхнувшую литовское общество заявлением, что евреи не чужие, они тоже «наши».

IMG_4562

Роман и Дарья Нуриевы,
"Новая газета - Балтия"

Комментарий фольклориста, любезно переданный in_es:
"У всех народов есть обряды, связанные с изгнанием нечистой силы, с торжеством добра. Чтобы оно восторжествовало, нужно персонализировать зло, побороться с ним и добиться победы добра. Описанное вами действо по природе языческое. И на Купалу, и на Святки - а в данном случае в пасхальную неделю - существовали такие типа "выкуривания ведьмы с поля" ритуалы. Персонализация этих ведьм (здесь они называются жидами) и победа над ними. Есть бытовое поведение, когда антисемитизм и пр. недопустимы, и есть праздники, когда человек должен почувствовать себя свободным и в рамках игры позволить себе вот такое действо.
То есть надо различать бытовое и ритуальное. И вы правильно назвали ребенку тех ряженых жидов чертями, это просто нечистая сила, а вас правильно поправили, потому что "у них так принято", традиция.
Ребенок не может провести грань между ритуалом, игрой и жизнью, поэтому надо ему объяснить, что к антисемитизму это отношения не имеет и в обычной жизни так себя вести нельзя и это не те жиды, которые евреи, а театр. Но простой народ - он как ребенок, и все подобные игры с изгнанием злобных жидов тоже откладываются в подсознании и потом превращаются кое у кого при определенных условиях в разгул национализма и антисемитизма..."
Tags: Литва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo roman_i_darija january 14, 2019 22:50 7
Buy for 10 tokens
пользуясь поводом Старого Нового года, все-таки закрою гештальт... В 2018 нам всем пришлось взрослеть. Мне исполнилось 30 (Гедимину - 5, Роману 35) Три года, как мы в Литве. И 15, как нет папы. 2018. На реке Вянте Мы запряглись работать по-взрослому (Роман вообще перешел на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Featured Posts from This Journal