Роман и Дарья Нуриевы (roman_i_darija) wrote,
Роман и Дарья Нуриевы
roman_i_darija

Category:

Пятидесятники Карелии: дважды пятьдесят. Часть 1

Республика, едва дожив до девяноста, начала подготовку к празднованию векового юбилея. Но как ни торопится она, её опередили. Пятидесятники уже отслужили на карельской земле два раза по пятьдесят. Столетие своей церкви они скромно и без огласки отпраздновали в середине октября. Собрались со всей республики на окраине (выбрали город Сортавала), три дня молились и общались, а затем разъехались, так и не замеченные прессой. Сто лет назад это учение полулегально проникало к нам через Финляндию и Прибалтику. Их гнали и при царе, и при советах, но сейчас пятидесятники – одна из самых популярных религиозных групп. Как им живётся в наши дни, мы решили выяснить, посетив храм самого маленького района Карелии.

011

Содержание:
1. Гуманитарка с Запада
2. Самодеятельность
3. Благословение рюмок и финансов


Гуманитарка с Запада

У пятидесятников Лахденпохьи в этом году был праздник поменьше – двадцатилетие. Впрочем, в местных масштабах не такой уж и маленький: ведь это старейшая религиозная община райцентра. Опередили они и лютеран, и даже православных.

– Сначала, в девяностые, много людей было, – рассказывает пастор Александр Черногородов, – но в основном это были люди, которые приходили за гуманитаркой. Потом как-то перекрыли это дело, и всё… Сразу так, резко.

– Вы, наверное, почувствовали тогда номинальность многолюдной общины?

– Да. Сразу такой ропот… Вот и получилась проверка, как говорят, на вшивость.

Теперь «полтинников» не наберётся и пятидесяти: в списки внесены 42 человека. Большинство жителей района крестится всё же у здешнего попа Цапа. Но на этом погружение в православную традицию чаще всего и заканчивается. До отпевания. Так что 42 активиста – цифра, завидная и для Цапа. Ему да патриарху приятнее считать поголовье крещёных, а вот социологи, выставив барьер посещаемости храма хотя бы два раза в месяц, показали: регулярных участников православного богослужения в России примерно полпроцента населения . Это сравнимо с участием россиян и в протестантских практиках .
Быть потребителем духовной гуманитарки с Запада не очень патриотично. Пятидесятники не успели, не сумели, а может и не хотели срастись с государством. Наверное, поэтому их обзывают «сектантами», а лютеран (тоже ведь протестантов) нет. Так и живут наши герои меж Россией и Финляндией, меж двух вер, ставших национальными традициями.

001

Среди обветшавшего, неряшливого… одним словом, бывшего финского городка молитвенный дом пятидесятников смотрится неожиданно воскресшим уголком Запада. Особенно летом – на фоне ровной зелёной травы и чистого голубого неба. Ухоженность и, не по-нашенски, отсутствие забора. У входа коврики со шведским «вялькоммен» и обычные их щётки для чистки обуви.

002

Прихожая. Где наши обыватели рассчитывают купить свечек, там вешают куртки и надевают тапочки.

003

Нам поясняют:

– В церкви мы не можем продавать ничего. Это была бы предпринимательская деятельность.

Внутри никаких икон, только большой крест на стене.

004

Так что свечки ставить некуда. Ряды лавок говорят о том, что здание построено навырост: на них вполне могло бы усесться пять таких общин.

Храм спроектировали шведы, а дизайн вдохновила местная природа. На молящихся смотрит носом настоящая лодка, вместо снастей свисают провода микрофонов. Когда-то она плавала по Ладоге, теперь это кафедра проповедника. А вот фон остался прежним: поросшие хвойным лесом холмы, деревянные гаражи для лодок на берегу озера. Только теперь всё это – гипсовый рельеф во всю стену. Продолжение пейзажа за окном не дают разглядеть матовые стёкла. Тут же пианино, альпийская горка, имитация домика, скрывающая подсобку. Похоже на декорации, да и вместо алтаря – сцена.

005

Мы пришли к репетиции хора.

006

Незатейливые песни о Боге любят все протестанты, они даже заимствуют друг у друга репертуар. Но есть и то, чем славятся именно пятидесятники: «говорение на языках». Скептики объясняют этот феномен истерическим расстройством, православные склонны считать его беснованием, а сами харизматы ощущают схождение Святого Духа, как у апостолов в пятидесятый день после Пасхи. Апостолов, хотя они говорили на реально существующих языках, общественность посчитала пьяными. Нынешние пятидесятники зачастую производят и худшее впечатление. «Kогда на вас нисходит Святой Дух, то вы будете простерты на полу, вас прошибет пот, из носа, простите, полетят сопли» : начитавшись подобного в Интернете, мы с опаской поглядываем по сторонам.

На часах уже десять. Сейчас начнётся… Но нам сообщают:

– Пастор задерживается, колесо пробил.

– Служба будет позже?

– Нет, мы без него начнём.

Демократично. Тут и пастор не назначается епископом, а избирается совершеннолетними верующими. Проголосовать могут даже за женщину, как в соседнем районе. Опаздывающий Черногородов избран бессрочно, однако новый устав общины ограничит полномочия пастора четырьмя-шестью годами. Членское собрание принимает и все прочие важные решения в жизни общины. Неудивительно, что службу могут провести самостоятельно.

Самодеятельность

С началом молитвы все чинно встают: мужчины справа, женщины слева.

007

Хористки перемежают пение импровизированными молитвами. Говорят эмоционально, а фортепьяно, подстраиваясь под прозу, звучит медленнее и сентиментальнее. Как мы узнаём позже, пианистка Ангелина тоже импровизирует – исходя из своего вкуса и настроения. Со времён Баха протестантская музыка несколько изменилась: то, что мы слышим, напоминает старую добрую эстраду, вроде «Аббы». Молящиеся настроены на одну волну с музыкантшей, а рэперы и рокеры наверняка обходят собрание стороной.
Медляки чередуются с песнями поэнергичнее. Кое-кто начинает хлопать, некоторые поднимают правую руку, а один парень застывает в позе «превед, Медвед».

008

На стену за пустующей кафедрой-лодкой направлен луч проектора, подсказывающего текст.

009

Справа, возле домика, ходит туда-сюда мужчина, делающий пометки в Библии. Это Игорь Цалиев, глава реабилитационного центра, готовится сказать слово.

010

Приходящие позже, не стесняясь опоздания, здороваются, обнимаются. Быстро проходит к сцене пастор Александр. Малиновая рубашка заправлена в брюки. Галстук белым узлом имитирует колоратку, а ниже пестрит надписями «Верю в Иисуса Христа, Сына Божьего». На золотистой заколке – имя Jesus, которого как раз просят: «Царствуй в нашем городе, в нашем районе, во всей Карелии».
Пастор занимает кафедру.

011

Служба не короче православной: мы чувствуем, как рассеивается внимание. «Аминь или как?», – встряхивает проповедник аудиторию. Он только что вернулся из отпуска, и рассказывает в основном об этом. Затем предлагает уступить микрофон: «Кто желает посвидетельствовать во славу Господа нашего Иисуса Христа?». Становится понятно, что рассказ об отпуске тоже был свидетельством. Но никто почему-то не спешит. Заминку прерывает концертмейстер Ангелина: «Я много и часто свидетельствую вам…». На сей раз она говорит о своём юбилее и профессиональном празднике – дне учителя. Выходит Игорь с Библией. «Какой псалом читали, Саша?», – обращается он к пастору. Наверное, псалом мог быть любым. Игорь в курсе всех новостей: «потеряны нравственные устои», «пропагандируются однополые браки». Недавно слышали то же на молитвенном собрании у баптистов. Ну а православные борются за нравственность и словом, и делом, помогая ОМОНу разгонять московские гей-парады. Однако едва ли в Лахденпохье найдётся хоть одна пара, жаждущая однополого брака…

Благословение рюмок и финансов

Молитва продолжается. Современный русский язык звучит непривычно: «Благослови эти финансы, эти пожертвования, эти десятины, Господь». Брат обходит собрание с карнавкой.

012

Фоном звучит песня «Даром, даром Бог даёт спасенье, / Даром, даром Бог даёт прощенье». Кто-то в этот раз отдаст и десятину: её уплата не контролируется. В руки пастора не попадёт ничего. «Комиссия, которая собирает пожертвования, считает их. Потом сдаём деньги в банк, у нас там счёт», – пояснит нам Александр.

Сегодня собирают трижды. Второй раз – на ремонт крыши неимущим лахденпохцам, о которых Игорь вычитал «ВКонтакте». Третий – на общий обед после собрания. У бабушки, пришедшей в летних туфлях и трико, две лепты было, а на третий сбор не хватило.

013

Вдовица улыбается сборщику беззубым ртом. Конечно, покормят и её.

014

Тем временем на кухне сестра Екатерина слушает богослужение через динамики. У неё много работы: «Обычно после службы чай, но сегодня будет обед, потому что празднуем дни рождения». На столе дожидается трапезы огромный домашний торт.

015

Александр снова проповедует, а потом молится, зажмурив глаза. Берут микрофон и другие, но он не перестаёт напряжённо шептать.

016

Служба достигает кульминации. К причастию подходят те, кто сам чувствует себя «в мире с Господом и ближними». Как именно примиряться: лично, исповедуясь пастору или открыв грех перед всей общиной – тоже решают самостоятельно. Причащаясь кусочками хлеба и вином из рюмочек, не перестают улыбаться друг другу. Пастор выпивает свою последним.

017

Мы переглядываемся: служба закончилась, а Дух так и не сошёл… «Вы разочарованы? Говорение на языках – это ведь дар, а не самоцель», – поясняет Александр и зовёт нас на трапезу. Там сосед по столу признается, что его воспитание скорее баптистское, да и вообще «в Америке на службах и танцуют, и что хочешь. А наши люди закомплексованны, они и руку-то стесняются поднять».

Продолжение следует...

Публикация статьи целиком в "Свободной прессе"
Tags: Карелия, протестантизмъ
Subscribe
promo roman_i_darija january 14, 2019 22:50 6
Buy for 10 tokens
пользуясь поводом Старого Нового года, все-таки закрою гештальт... В 2018 нам всем пришлось взрослеть. Мне исполнилось 30 (Гедимину - 5, Роману 35) Три года, как мы в Литве. И 15, как нет папы. 2018. На реке Вянте Мы запряглись работать по-взрослому (Роман вообще перешел на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments