Роман и Дарья Нуриевы (roman_i_darija) wrote,
Роман и Дарья Нуриевы
roman_i_darija

Categories:

Пятидесятники Карелии: дважды пятьдесят. Часть 2

Республика, едва дожив до девяноста, начала подготовку к празднованию векового юбилея. Но как ни торопится она, её опередили. Пятидесятники уже отслужили на карельской земле два раза по пятьдесят. Столетие своей церкви они скромно и без огласки отпраздновали в середине октября. Собрались со всей республики на окраине (выбрали город Сортавала), три дня молились и общались, а затем разъехались, так и не замеченные прессой. Сто лет назад это учение полулегально проникало к нам через Финляндию и Прибалтику. Их гнали и при царе, и при советах, но сейчас пятидесятники – одна из самых популярных религиозных групп. Как им живётся в наши дни, мы решили выяснить, посетив храм самого маленького района Карелии.

022

Содержание:
4. Если лебедь полюбит ворона
5. Альтернативные службы
6. Реабилитированы прижизненно


Если лебедь полюбит ворона

Россияне консервативны, даже если они протестанты и получают духовную гуманитарку. Это касается не только гомофобии и сомнений в необходимости женского священства. Например, пятидесятники из Финляндии удивляются тому, что в Лахденпохье могут отлучить от церкви за межконфессиональный брак. Пастору приходилось открывать Библию, чтобы убедить зарубежных коллег. О порядках в общине он рассказывает и нам:

– У нас есть церковное дисциплинирование. Сначала на замечание поставить, если жизнь не соответствует Священному Писанию. Когда человек не слушается и всё равно делает по-своему, тогда отлучение. Это не значит, что он не может ходить на собрание: может, но не участвует в таинствах. И за руку приветствоваться с ним нельзя, и кушать вместе. Всё это делается для того, чтобы устыдить, чтобы он одумался и вернулся.

– А что происходит в семье отлучённого? Как тогда решается вопрос с той же едой?

– Я не могу прийти в семью, над ними стоять и говорить: «А вы не должны вместе кушать». Всё зависит от личного понимания людей. Однажды отлучили одну сестру, которая вышла замуж за неверующего человека. Мама этой девушки очень заступалась за неё, и стала много негативного говорить о церкви. Пришлось и маму поставить на замечание. Недели не прошло, как мама покаялась перед всеми. А девушке я сказал: «Мы уже не будем молиться о разрушении ваших отношений. Этого не будет, потому что союз уже совершён. Мы не имеем теперь права влезать».

018

Казалось бы, сердцу не прикажешь. Но пастор считает иначе: «Не может лебедь полюбить ворона. Они совсем не подходят друг другу». Коль полюбил неверующего – значит, не такой уж ты и лебедь. А к христианам других конфессий пятидесятники лояльны только тогда, когда те действительно живут церковной жизнью, а не просто раз в году красят яйца.

– Не секрет, что именно в так называемых традиционных церквях всё для галочки. «Я православный» – и всё на этом, а по сути неверующий человек.

– Значит, смешанные браки иногда допускаются?

– Просто мы не проводим церемонию венчания для таких браков. Только благословляем.

Зато венчает поп! За чаем разговорились с Алексеем – пятидесятником в третьем поколении. На службе молодой человек без жены: она православная. Чтобы батюшка поженил, пришлось пообещать крестить у него детей. Для православной стороны это принципиально, а протестантам всё равно: главное – это тот выбор, который будет сделан в сознательном возрасте.

019

Алексей и сам подумывал о переходе в православие, хотел даже поступить в семинарию. Но не стал:

– Я понял, что у православных очень жёстко, они не имеют права думать. С точки зрения чистоты веры это хорошо, но с точки зрения здравого смысла – нет. Я хочу делать свои ошибки сам.

Молятся теперь с женой, не упоминая Деву Марию. А посты она всё равно соблюдает не все, потому что любит мороженое.

Альтернативные службы


Еда то объединяет, то разделяет христиан. Когда в Лахденпохью приезжает много финских гостей, пятидесятники помогают лютеранам печь пирожки к празднику. А вот с православным священником Цапом каши не сваришь, хотя пастор регулярно видится с ним на собраниях в мэрии:

– Мне кажется, что батюшка ведёт себя на комитетах как-то вызывающе. Почему-то мы не можем сотрудничать. Я его приглашал в реабилитационный центр, чтобы он какие-то свои занятия вёл, помогал людям выйти из тупика.

– А чиновники идут на сотрудничество с вами?

– Да. Нас не притесняет никто.

Нет, по словам Александра Черногородова, и конфликтов с местными жителями. Но мы помним о недавних протестах из-за строительства пятидесятнического храма – в бунташной Кондопоге. Потому идём проверять. Соседи будто сговорились: к храму привыкли, ничем не мешает.

020

Остаётся самим припоминать, какие у христиан могут быть трения с миром. Спрашиваем пастора:

– Допускается ли у вас служба в армии?

– Наша церковь молодая, дети только сейчас подходят к армейскому возрасту. Я бы рекомендовал не давать клятву, ведь есть такая заповедь. Поэтому альтернативная служба была бы лучше, хотя тяжело идти против течения.

Говорим и о пошедших против течения: только отнюдь не в армию, но тоже на своего рода альтернативную службу. Несколько человек, хотевших молитвы «погорячее», дезертировало в церковь «Посольство Божье» (есть в маленькой Лахденпохье и такие послы). А вот правдоискателя Вадима пастор забыл. Мы находим его сами, у местных лютеран:

– Лютеранством раньше и не интересовался особо, варился в пятидесятнической церкви. Поскольку я музыкант, то больше в голове музыка. Ушли с супругой из-за лицемерия руководства (не всех). Они с кафедры ругали, например, за то, что прихожане не были в воскресенье на служении. Типа надо всё бросить, семью и работу – на второй план, приди на собрание, хоть кровь из носу... А когда сами по подобным делам не присутствовали, так это и не обсуждалось. Как только я указал им на «брёвна» в их глазах по конкретным фактам, то тут же был снят со служения: просто так, после того, как двенадцать лет был музыкантом в группе прославления…

Что ж, разделения – естественное явление в условиях религиозной свободы. Уходят не только люди с вороньим нутром, по бытовухе, но и птицы более высокого полёта, иначе видящие свою траекторию. А ведь значительную часть векового пребывания на русской земле пятидесятники провели в вынужденном союзе с баптистами. Сбиться в одну стаю и не крякать приказала советская власть. Тогда и говорение на языках вдруг пресеклось, ведь у баптистов это не принято.

Реабилитированы прижизненно

Ознакомившись с храмом и его кухней, мы не можем пройти мимо социального служения общины – работы с алкоголиками и наркоманами. Реабилитационный центр разместился в здании бывшего мебельного магазина. Церковь выкупила его три с половиной года назад. Названия учреждения не видно. Красиво написанная от руки табличка гласит: «Бог есть Любовь».

021

Из трубы деревянного дома заманчиво вьётся дымок. Внутри действительно жарко натоплено. Всё на виду: в одном помещении – и двухэтажные кровати, и кухня, и столик с телевизором.

022

При входе висит распорядок дня.

023

Правила тут строгие. Подъём около шести. Запрещено иметь деньги, литературу, пользоваться телефоном, общаться с посторонними. Переписка – только с родными. «Письма от друзей уничтожаются. Вся переписка проверяется». И так – год. Из тридцати человек выдержало пять. Ещё четверо прошли краткий восстановительный курс. Пятеро пытаются преодолеть себя прямо сейчас. В основном – не местные: из Петрозаводска, Ухты, Москвы.

024

Всех мы видели на службе. Но подозрения в вербовке адептов уже развеяны пастором Александром:

– Мы не преследуем цели, чтобы они присоединились к нашей церкви. Цель – помочь людям выйти из своего пике, так скажем. Чтобы они стали полноправными членами общества. Ну а если они захотят, то они могут стать членами церкви. Поэтому и к православным я обращался уже давно, и директор в прошлом году обращался, приглашал к сотрудничеству.

025

Работник центра знакомит нас с подопечными, показывает нехитрое хозяйство. И вдруг вспоминает о юбилейных мероприятиях в Сортавале:

– Хотел поехать. Но мне говорят: «Кто же тебя здесь заменит?».

Реабилитанты откликаются задорно, как комсомольцы из советского кино:

– Так давайте все вместе поедем!

И поедут. А нас вдогонку просят выслать фотографии. Забыв, что не положено.

Публикация в "Свободной прессе"
Tags: Карелия, протестантизмъ
Subscribe
promo roman_i_darija январь 14, 2019 22:50 6
Buy for 10 tokens
пользуясь поводом Старого Нового года, все-таки закрою гештальт... В 2018 нам всем пришлось взрослеть. Мне исполнилось 30 (Гедимину - 5, Роману 35) Три года, как мы в Литве. И 15, как нет папы. 2018. На реке Вянте Мы запряглись работать по-взрослому (Роман вообще перешел на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments